Статья 54 ЖК РФ (действующая редакция). Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 54 ЖК РФ

1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Он не может быть дополнен (и (или) изменен) ни иными федеральными законами, ни иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Федерации и уж тем более актами органов местного самоуправления. Правда, если речь идет не о малоимущих гражданах, а об «иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан» (см. ч. 3 ст. 49 ЖК и комментарий к ней), то, по-видимому, другие основания для отказа в принятии таких граждан на учет могут устанавливаться федеральным законом или законом субъекта Федерации.

2. В ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не содержится указание на то, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях <1>. Да и невозможно дать в законе такой перечень, пригодный для всех случаев. Поэтому орган местного самоуправления в каждом конкретном случае должен решать, подтверждают ли прилагаемые к заявлению документы право состоять на учете.
———————————
<1> В упоминавшихся Методических рекомендациях Минрегиона России (см. п. 8 комментария к ст. 52 ЖК) названы, в частности, документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.п.), необходимые для признания гражданина малоимущим, подтверждающие право быть признанным нуждающимся, и др.

3. О сроке, упоминаемом в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 53 ЖК РФ.

4. Отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия на учет, и т.п. Подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. Оно обоснованно воспроизведено в ЖК РФ. Соответствующие требования сформулированы для того, чтобы в случае несогласия с отказом в принятии на учет гражданин, обращаясь в суд, мог аргументировать свою позицию.

5. В соответствии с общей тенденцией устанавливать в том числе и процедурные (инструктивные) нормы в ЖК РФ (ч. 3 комментируемой статьи) установлен срок, в течение которого гражданин извещается об отказе в принятии на учет, — три рабочих дня.

Дополнительный комментарий к ст. 54 Жилищного кодекса РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи представлены конкретные основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Прежде всего, речь идет о том, что не представлены (либо представлены не полностью) предусмотренные ч. 4 ст. 52 (см. комментарий к ней) документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В отдельных случаях документы могут быть представлены, однако они не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Например, из представленных документов не следует, что заявитель может быть признан малоимущим.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в принятии на учет гражданина, обязан указать конкретное нарушение со ссылкой на одно из перечисленных оснований.

3. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель обязал органы местного самоуправления выдать или выслать гражданину решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Такое решение должно быть выдано или выслано не позднее чем через три рабочих дня с даты его принятия. При этом гражданин, в отношении которого принято решение об отказе в принятии на учет, вправе обжаловать указанное решение в суде.