Статья 160 ЖК РФ (действующая редакция). Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

1.1. Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» утверждает единый стандарт предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащий соблюдению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг.

2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

4. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.

Комментарий к Ст. 160 ЖК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи вводит компенсационный механизм в качестве основного способа обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Комментируемая статья содержит отсылку на другие законодательные и иные правовые акты всех уровней публичной власти страны. Категории таких граждан, порядок и условия предоставления компенсаций, а также источники финансирования расходов на предоставление компенсаций устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Поскольку в комментируемой статье говорится о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме. Предоставление компенсаций и субсидий в соответствии со ст. 159 ЖК РФ направлено на создание основы рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе России. Предоставление помощи в денежной форме будет способствовать самостоятельному выбору гражданами способа управления многоквартирными домами, усилению их контроля за качеством обслуживания, ответственности бюджетов за своевременное и полное перечисление средств помощи. При этом в соответствии со ст. 8 Вводного закона к ЖК РФ до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты (в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций в соответствии с комментируемой статьей) сохраняется действующий на момент введения в действие ЖК РФ порядок предоставления соответствующих «натуральных» льгот.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации или местными правовыми актами. Сначала гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а потом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.

Механизм предоставления компенсаций должен заменить механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде скидки с оплаты для других категорий граждан, имеющих право на льготы. Ранее действовавший механизм предоставления «натуральных льгот» в виде скидок заключался в освобождении гражданина, имеющего право на льготу, от оплаты части стоимости жилья и коммунальных услуг.

3. Компенсационный механизм не является новым для законодательства. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг было предоставлено членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

4. В большинстве случаев размер предоставляемых в соответствии с федеральными законами льгот составляет 50% размера полной платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В случае определения размера компенсации в процентном выражении от применяемого размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги при изменении (увеличении) размера такой платы одновременно будет изменяться (увеличиваться) и величина компенсации. При определении размера компенсации исходя из стандарта стоимости содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг необходимо устанавливать процедуру пересмотра указанных стандартов. При других способах определения размера компенсации (например, в виде фиксированной суммы) необходимо устанавливать условия и порядок индексирования указанной суммы.

5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в денежной форме, включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ. Эта норма необходима для избежания предоставления повторной государственной помощи в осуществлении одного и того же платежа.

6. Если в соответствии с Федеральным законом установлены ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые не отдельно для оказания помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а одновременно для помощи в оплате более широкого перечня социально значимых товаров, работ и услуг или без привязки к назначению выплаты, то действует иной порядок учета сумм таких выплат в доходах граждан. Так, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (п. 7 ст. 154) установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

7. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с комментируемой статьей предоставляются гражданам в денежной форме. При невыполнении гражданином своих платежных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена компенсация, у него отсутствуют соответствующие расходы на оплату жилого помещения и коммунальные услуги и, следовательно, отпадает основание для выплаты компенсации таких расходов. Поэтому комментируемая статья дополнена новой ч. 3, в соответствии с которой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Такая мера имеет целью стимулировать граждан, имеющих право на компенсации, добросовестно выполнять свои обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии задолженности возникает основание для приостановки выплаты компенсаций. Как только имеющаяся задолженность погашена должником, возникает основание для возобновления предоставления компенсаций. Кроме того, комментируемая норма предусматривает возможность предоставления компенсаций при наличии задолженности, но при заключении гражданином-должником с кредитором (управляющей организацией, товариществом или жилищным кооперативом) и выполнении соглашения по рассрочке погашения долга.

Комментируемая норма принята по аналогии с ч. 5 ст. 159 ЖК РФ, которая устанавливает отсутствие задолженности или заключение и выполнение соглашений по ее погашению в качестве обязательного условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Дополнительный комментарий к ст. 160 Жилищного кодекса РФ

1. В комментируемой статье законодатель установил возможность предоставления отдельным категориям граждан компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Так, согласно п. 4 (абз. 2) ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:

— общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

— коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Отличие компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг от жилищных субсидий заключается прежде всего в том, что субсидии предоставляются гражданам до наступления срока оплаты жилья и коммунальных услуг. Компенсации стоимости жилья и коммунальных услуг выплачиваются гражданам после оплаты ими за свой счет указанных платежей. Кроме того, субсидия подлежит поэтапному погашению гражданином, ее получившим. Компенсации же предоставляются гражданам безвозвратно. Субсидии и компенсации могут не полностью соответствовать стоимости жилья и коммунальных услуг, а покрывать лишь их часть.

2. Компенсации являются особой разновидностью дохода, получаемого гражданами, и в связи с этим при расчете субсидий органы местного самоуправления обязаны учитывать компенсации расходов, предоставляемые на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и включать их в совокупный доход семьи.

3. Условием предоставления компенсации гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг является отсутствие у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.