Статья 116.1 ЖК РФ (действующая редакция). Требования к должностным лицам жилищного кооператива

Членами правления жилищного кооператива (в том числе председателем правления кооператива), членом ревизионной комиссии (ревизором) кооператива, а также главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера) кооператива не могут являться граждане:

1) имеющие судимость за умышленные преступления;

2) в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

3) которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года.

Комментарий к Ст. 116.1 ЖК РФ

1. В ст. ст. 118 — 120 ЖК РФ установлены общие требования, которым должны соответствовать граждане, избранные в исполнительные и контрольные органы жилищного кооператива. В основе данных требований лежат процедурные моменты, связанные с наличием членства в жилищном кооперативе, а также с недопустимостью совмещения должностей в исполнительных и контрольных органах.

В комментируемой статье вводятся дополнительные требования к должностным лицам органов кооператива, которые, с одной стороны, не препятствуют наличию членства в жилищном кооперативе и, соответственно, не могут служить основанием для прекращения членства в таком кооперативе, с другой — служат препятствием для избрания или назначения на отдельные должности в органах жилищного кооператива.

Дополнительные требования установлены для избрания или назначения в жилищном кооперативе на должности:

— члена правления и, соответственно, председателя правления;

— члена ревизионной комиссии или ревизора;

— главного бухгалтера или бухгалтера жилищного кооператива.

Необходимо отметить, что в указанный перечень включены должности, для избрания или назначения на которые действует требование о членстве в жилищном кооперативе (члены правления, председатель правления кооператива), а также должности, на которые могут быть избраны или назначены лица, вне зависимости от их членства в таком кооперативе (при назначении членом ревизионной комиссии (ревизором), главным бухгалтером либо бухгалтером).

2. Согласно специальным требованиям комментируемой статьи на указанные должности не могут быть избраны или назначены лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) подвергнутые в административном порядке дисквалификации;

3) занимавшие указанную в п. 3 комментируемой статьи должность в организации или осуществлявшие названную в этом пункте деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, если такая организация или предприниматель были исключены из членов саморегулируемых организаций;

4) занимавшие указанную в п. 3 комментируемой статьи должность в организации или осуществлявшие названную в этом пункте деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, если организация или предприниматель были признаны несостоятельными (банкротами).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Терминология комментируемой статьи напоминает жилищно-коммунальное законодательство победившей революции 20 — 30-х гг. прошлого столетия <1>. Безусловно, критерии для ограничения работы в жилищных органах тогда и сейчас разные, но очевидно, что введение рассматриваемых запретов именно жилищным законодательством вызывает сомнения. Кроме того, если быть последовательным, то соответствующие ограничения следовало бы предусмотреть и для замещения должностей в товариществах собственников жилья. Следует отметить, что согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника <2>. Одновременно установлено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Именно последний фактор в большей степени послужил основанием для установления названных запретов.
———————————
<1> В качестве примера следует отметить, что с 1924 г. основной формой управления жилищным хозяйством выступали жилищно-арендные кооперативные товарищества — жакты. Именно на данные кооперативы были возложены обязанности по восстановлению хозяйства арендуемых у государства домов, по содержанию их в надлежащем техническом состоянии. Кроме того, эти же организации решали вопросы удовлетворения жилищных потребностей членов товариществ в жилой площади. Значительно позднее Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» управление всем государственным жилищным фондом было возложено непосредственно на местные Советы и на государственные предприятия и учреждения, которые имели в своем ведении жилые дома.

<2> Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации«, под деловыми качествами работника понимается способность физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

3. Как видно, установленные ограничения на соответствующую должность в жилищном кооперативе непосредственно связаны с личностью кандидата (его биографией). Поэтому даже при наличии доброй воли соответствующего кандидата на полное и достоверное раскрытие о себе информации в любом случае потребуется сбор сведений (документов), подтверждающих возможность его избрания или назначения на определенную должность в жилищном кооперативе. Представляется, что сбор сведений (документов), свидетельствующих о соблюдении установленных комментируемой статьей ограничений, должен осуществляться лицом, претендующим на конкретную должность, для которой установлены ограничения. Это связано с тем, что получение сведений о конкретном лице должно осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1>, а также Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

4. При проверке сведений о снятии или погашении судимости следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом у соответствующего лица судимость считается погашенной по истечении:

— испытательного срока при условном осуждении;

— одного года после отбытия или исполнения наказания при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы;

— трех лет после отбытия наказания за преступления небольшой или средней тяжести;

— шести лет после отбытия наказания за тяжкие преступления;

— восьми лет после отбытия наказания за особо тяжкие преступления.

Наличие и отсутствие судимости могут быть подтверждены документом, выдаваемым уполномоченным государственным органом. В настоящее время таким документом является справка о наличии (отсутствии) судимости, оформление и выдача которой осуществляются в порядке, установленном Приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» <1>.
———————————
<1> Российская газета. 2012. 11 января. N 2.

Дисквалификация является одним из видов административного наказания за совершение административных правонарушений. Дисквалификация назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет и заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Федерации, должности муниципальной службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение), организации и проведения спортивных мероприятий. В настоящее время согласно Постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» <1> Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления установлены Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 «Об утверждении наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах» <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584.

<2> Российская газета. 2007. 12 января. N 4.

Как уже отмечалось, в комментируемой статье также установлены ограничения для лиц, которые работали в организациях или были индивидуальными предпринимателями и деятельность которых осуществлялась в сферах строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования. Ограничения распространяются на конкретных лиц при одновременном наличии трех факторов. Во-первых, если они занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера). Во-вторых, это были должности в организациях, деятельность которых осуществлялась только в вышеперечисленных сферах. В-третьих, если такие организации были исключены из реестра саморегулируемых организаций и с момента такого исключения не истек установленный трехлетний срок. Ограничения также распространяются на лиц, занимавших указанные должности в признанных несостоятельными (банкротами) организациях, если с момента завершения процедуры банкротства не истек аналогичный срок. На наш взгляд, категоричность данных ограничений не вполне обоснованна, поскольку исключение юридического лица или индивидуального предпринимателя из реестра саморегулируемых организаций, как и признание организации несостоятельной (банкротом), может быть вызвано различными причинами. В частности, последствия указанных исключений из реестра и банкротства могут быть совершенно не связаны с исполнением конкретным лицом своих обязанностей на перечисленных должностях. При этом не исключены ситуации, когда конкретное лицо, являясь высококвалифицированным специалистом, надлежаще и добросовестно исполняло обязанности, замещая одну из указанных в комментируемой статье должностей в организациях, осуществлявших деятельность в перечисленных сферах.